вторник, 21 мая 2013 г.

"Бывают в жизни чудеса..."

Рената Григорьевна Муха - имя в детской литературе особенное. Она была наделена ярким и самобытным талантом. Писатель Феликс Кривин посвятил ей такие строки:
«Прочь заботы, прочь напасти и другое в том же духе.
Выпадает в жизни счастье, как стихи Ренаты Мухи».
Как признавалась сама поэтесса, она сочиняла для бывших детей и будущих взрослых. У неё замечательные стихи и читать их огромное удовольствие. Озорные и веселые стихи Ренаты Мухи афористичны. Эти простые и наивные, но в то же время остроумные и смешные стихи невероятно легко запоминаются. А  главное, - каждый коротенький текст это история, иногда даже «трагическая». 

Ужаленный Уж 
Бывают в жизни чудеса -
Ужа ужалила Оса.
Ужалила его в живот.
Ужу ужасно больно.
Вот.
А доктор Еж сказал Ужу:
“Я ничего не нахожу,
Но все же, думается мне,
Вам лучше ползать на спине,
Пока живот не заживет."
Bот.

Думаю, что вы по достоинству оцените новую книгу стихов Ренаты Мухи «Ужаленный уж» с необыкновенными живыми, яркими иллюстрациями художника Евгения Антоненкова. Книга обязательно понравится малышам дошкольникам. Хотя родители тоже вряд ли смогут остаться равнодушными к этим удивительным стихам.


Муха, Р.Г. Ужаленный Уж [Текст]: для дошк. и мл. шк. возраста / Рената Муха; худож. Е. Антоненков. – М.: Махаон, 2012. - 40 с.: ил.




 А это стихотворение Ренаты Мухи можно читать малышам как сказку перед сном.

Книжкина колыбельная

За окошком ночь настала,
Где-то вспыхнули зарницы,
Книжка за день так устала,
Что слипаются страницы.
Засыпают понемножку
Предложенья и слова,
И на твердую обложку
Опускается глава.


Восклицательные знаки
Что-то шепчут в тишине,
И кавычки по привычке
Раскрываются во сне.
А в углу, в конце страницы,
Перенос повесил нос -
Он разлуку с третьим слогом
Очень плохо перенес.

Недосказаны рассказы,
Недоеден пир горой.
Не дойдя до этой фразы,
На ходу заснул герой.
Перестало даже пламя
Полыхать в полночном мраке,
Где дракон с одной драконшей
Состоит в законной драке.

Никого теперь не встретишь
На страницах спящей книги,
Только медленно плетутся
Полусонные интриги.
Дремлет юная невеста
По дороге под венец,
И заснули середина,
И начало
              и
                       КОНЕЦ


Где, когда и почему…

Ответом на эти вопросы Рената Григорьевна любила начинать свои выступления на творческих встречах. Вот как она рассказывала о себе.

«Я родилась в Одессе в 1933 году. В 1936 году семья (отец – военный, мать – преподаватель) переехала в Харьков, откуда в 1941 году отец ушел на фронт, а мы с мамой эвакуировались в Ташкент.

Мы приехали в Ташкент в октябре 1941 года. Мне было восемь лет. Выходя из дома в школу, я поворачивала направо, а налево меня не пускали, потому что там бегали местные дети и дразнились:

– Выковырянная (т. е. эвакуированная)! Курочку хочешь?

Еще в той стороне были Ташкентский медицинский и базар. Однажды, возвращаясь оттуда, к нам заскочила моя очень взволнованная одесская тетя, тоже эвакуированная в Ташкент, и с порога закричала:

– Чтоб я так жила, кого я только что видела! Эту «Муля, не нервируй меня».

Вмешалась наша соседка:

– Ну да, она же (имея в виду Фаину Раневскую) там снимает комнату вместе с этой писательницей.

– С этой писательницей, – горько сказала моя мама и прочитала первое любовное стихотворение, которое я услышала в жизни. Оно кончалось так:

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Всё, что было. Уйдешь, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».


– Это Анна Ахматова, – сказала мама мне.

Позже она много рассказывала про Ахматову, читала ее стихи. И, когда я встречала на улице женщину покрасивее и в мало рваном платье, я думала:

– Наверное, это Анна Ахматова.

В 1944 году мы вернулись в Харьков, где я окончила школу, университет, аспирантуру и защитила кандидатскую диссертацию.

Работала на кафедре английской филологии Харьковского университета в должности доцента. Занималась исследованиями в области английского синтаксиса, подготовила курс «Матушка Гусыня в гостях у Курочки Рябы» о влиянии английской детской литературы на русскую, разработала методику «Сказочный английский» об использовании устного рассказа при обучении иностранным языкам. Опубликовала свыше сорока научных работ в Советском Союзе и за рубежом. Регулярно выступаю перед русской и англоязычной аудиториями со стихами и рассказами. В Израиле с 1995 года преподавала английский язык в университете г. Беер-Шева.

Стихов не писала ни в детстве, ни в юности, ни в ранней молодости и не собиралась писать вообще. Но наступили шестидесятые. В Харьков возвратился из заключения Борис Чичибабин, наведался Булат Окуджава, приезжал Евгений Евтушенко, долетели песни Новеллы Матвеевой. А у меня появилось первое стихотворение. В нем были две строчки и две ошибки:

Жили в одном коридоре Калоши,
Правый – дырявый и левый – хороший

И пока мои знакомые литераторы и физики пытались починить эти калоши, я стала автором других стихов и даже двух новых литературных жанров – «недоговорок» и «начало следует». В 1998 году у меня вышла первая книга стихов, часть которых написана в соавторстве с Вадимом Левиным. Книга называется «Гиппопопоэма» и имеет подзаголовок «Для бывших детей и будущих взрослых» (Иерусалим, 1998), а следом вышли «Недоговорки» (там же, 2001), «Немного про осьминога» (Москва, 2004), «Однажды, а может быть, дважды» (Минск, 2005), «Я здесь не сплю» (Москва, 2006).

Герои моих стихов – звери, птицы, насекомые, дожди и лужи, шкафы и кровати, но детским поэтом я себя не считаю. Мне легче считать себя переводчиком с птичьего, кошачьего, крокодильего, туфельного, с языка дождей и калош, фруктов и овощей. А на вопрос, кому я адресую свои стихи, отвечаю: «Пишу до востребования».

И ещё: Рената Муха – не псевдоним, это моя девичья фамилия – от отца, а по паспорту я – Рената Григорьевна Ткаченко, и это – от мужа».

Рената Григорьевна умерла в 2009 году.

На этом сайте вы можете найти много интересной и полезной информации о жизни и творчестве поэтессы: http://renatamuha.com/index.htm

 

2 комментария:

  1. Спасибо! У меня есть маленький племянник Данька: обязательно подарю ему такую книжку - добрую и веселую! :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, действительно, книга - лучший подарок, а такая тем более. Ироничные, лёгкие, остроумные, потрясающие стихи и великолепные иллюстрации. Обожаю творчество Ренаты Мухи и тоже всем дарю её книги.

      Удалить