среда, 15 мая 2013 г.

Семья - это дом!



15 мая - Международный день семьи. В календаре знаменательных дат это особый день, это – праздник любви, добра, уважения и ощущения надежности родных тебе людей. Ведь именно с семьи начинается жизнь человека, именно в семье учат общению с окружающим миром, именно здесь складываются традиции и передаются из поколения в поколение. Семья – это самые близкие и родные люди, это та благожелательная среда, которая необходима в жизни каждому человеку для ощущения полного счастья. Поэтому, наверное, каждый человек стремится создать свою семью и  прилагает к этому огромные усилия. А как много значит семья для ребенка. Это и уют и ласка, и понимание, и убежище. Семья - это любовь. Но как страшно оказаться без семьи. Без семьи - это значит без ласки, без защиты, без надежного причала.

В мировой литературе есть огромное количество книг, в которых так или иначе затронута тема сиротства и обретения семьи. Но лучше всего об этом, по моему мнению, рассказал в своих произведениях французский писатель Гектора Мало. Герои его книг - мальчишки-сироты, которым пришлось держать строгий жизненный экзамен.


Мало Г. Без семьи. В семье. Приключения Ромена Кальбри / Предисл. Е.Брандиса; Пер. с фр. А.Толстой; Худож. Э.Байар. - М.: ЭКСМО, 2009. - 768 с.

«Без семьи» - книга, написанная в 1878 году, которая и сейчас является прекрасным образцом воспитательной литературы. Повествование в книге идёт от первого лица - мальчика по имени Реми. Главный герой этого увлекательного романа маленький подкидыш.
Его нашел на улице Парижа каменщик Жером еще совсем крохотным ребенком. И поскольку детей у четы Барберенов не было, то малыш был принят и оставлен в семье. Матушка Барберен, которую он считает своей матерью, относилась к нему как родному и скрывала от мальчика то, что он найденыш. Но когда ее муж, искалеченный на стройке, был больше не в состоянии работать и содержать лишний рот, он тайно от жены отдал приемыша бродячему комедианту Виталису, старому итальянцу, скитающемуся с собаками и обезьянкой по Франции.

 «Я - найденыш.  Но до восьми лет я этого не знал и был уверен, что у меня, как и у других детей, есть мать, потому что когда я плакал, какая-то женщина нежно обнимала и утешала меня и слезы мои тотчас же высыхали.
Вечером, когда я ложился спать в свою постельку, эта же женщина подходила и целовала меня, а в холодное зимнее время согревала своими руками мои озябшие ноги, напевая при этом песенку, мотив и слова которой я прекрасно помню до сих пор. Если гроза заставала меня в то время, когда я пас нашу корову на пустырях, она выбегала ко мне навстречу и, стараясь укрыть от дождя, набрасывала мне на голову и плечи свою шерстяную юбку».


К счастью для Реми бродячий комедиант Виталис оказался великодушным человеком, который не только научил его чтению и музыке, но и утвердил в мальчике нравственные начала, научив не жаловаться на судьбу, быть ответственным и здраво рассуждать о завтрашнем дне. У сеньора Виталиса была собственная труппа, состоящая из обученных разным трюкам животных. С их помощью старик мог прокормиться сам, прокормить мальчика и своих дрессированных зверей.  Бродячая жизнь многому научила ребенка, а дружба и поддержка тех, с кем свела его судьба, помогла перенести все испытания.
Такая закалка характера оказала мальчику огромную услугу, пережив много невзгод, он не утратил при этом бодрости духа.

Иллюстрация Эмиля Байара

На его долю выпало множество горестей и невзгод, но отзывчивое сердце маленького бродяги как магнитом притягивало к нему все новых и новых людей. На протяжении всей повести автор показывает  какое огромное значение герой книги придает семье. Чем чаще Реми приходилось терпеть голод и холод, спать под открытом небом, тем больше он ценил тепло домашнего очага. Ведь это единственное место, где тебя любят, где о тебе позаботятся и никогда тебя не бросят.

Иллюстрация Эмиля Байара

Повесть «Без семьи» наполнена различными приключениями, зачастую очень страшными и опасными. Но, несмотря ни на что, с помощью верных друзей Реми удается совершить множество добрых дел и найти свою семью. Повесть заканчивается описанием одного праздничного вечера, когда уже будучи взрослым Реми собирает всех друзей, которых в прошлой жизни считал членами своей семьи.
«Прошло много лет. В настоящее время я живу в Англии вместе с матерью, братом и женой. Моя мать мало изменилась: ее лицо по-прежнему красиво и сохранило чудесные выражения нежности и доброты, только исчезла та грусть, которая омрачала его когда-то. Артур, вопреки предсказаниям врачей и желанию нашего дядюшки Джеймса Миллигана, окончательно поправился и стал здоровым и крепким, хорошим охотником и спортсменом.
Моя жена - читатель, верно, догадывается, кто она, не правда ли? - моя жена - эта та маленькая Лиза, которую вы уже знаете. Недавно у нас родился сын, маленький Маттиа, и нянчит его матушка Барберен». 


Для тех, кто заинтересовался сюжетом, у меня есть небольшая подсказка: книгу Гектора Мало «Без семьи» вы можете найти в детском фонде нашей библиотеки. Кроме этой повести  в ней представлены и другие интересные произведения французского писателя Гектора Мало – «В семье» и «Ромен Кальбри». Это повести объединяет общая тема - приключения детей-сирот. Несмотря на грустные страницы, эти произведения согреты юмором, оживлены веселыми и забавными эпизодами из жизни ребят. С какого возраста я бы порекомендовала эту книгу? Детям от 10 до 12 лет. Читайте на здоровье эти увлекательные произведения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий