воскресенье, 10 марта 2013 г.

Дмитрий Донской, князь благоверный

Праздничный день 8 Марта 2013 года был ознаменован важнейшим событием – на Полярной улице в Северном Медведково открыли новую церковь в честь благоверного князя Дмитрия Донского. Великое освящение храма совершил викарий патриарха епископ Подольский Тихон.


Храм построен по индивидуальному проекту архитектора Алексея Анатольевича Мамонова. В его архитектуре применен шатровый стиль, который просуществовал с середины 16 века до середины 17 века, и сейчас вновь возрождается. Внутри – иконы русских святых – супруги Дмитрия Донского святой Евфросинии Московской, Серафима Саровского, Матроны Московской, память которой так же праздновалась в этот торжественный день,  и иконы святого благоверного князя Димитрия Донского.


Святой Благоверный князь Дмитрий Донской – собиратель русских земель


12 октября 1350 года по всей Москве звонили колокола церквей, возвещая о рождении наследника у князя Ивана II, прозванного Красным. Родившегося  сына окрестили Дмитрием в честь святого Дмитрия Солунского. О детстве будущего великого князя известно совсем немного. «Воспитан же был он в благочестии и славе, с наставлениями душеполезными, - говорится в «Слове о житии великого князя Димитрия Иоанновича», -  и с младенческих лет возлюбил Бога. Еще юн был он годами, но духовным предавался делам, праздных бесед не вел, непристойных слов не любил и злонравных людей избегал, а с добродетельными всегда беседовал». Детство Дмитрия прошло под непосредственным влиянием святого митрополита Алексия, бывшего другом и советником его отца. 


После смерти отца в 1359 году, опекуном девятилетнего князя и фактическим верховным правителем Московского княжества стал митрополит Алексий, человек недюжинного политического ума и такта, обладавший сильным характером и большим авторитетом. Дмитрий советовался с ним, продолжая политику отца и деда по собиранию русских земель вокруг Москвы. Для этого ему пришлось вести длительную борьбу с князьями-соперниками за право на ярлык на великое княжение. К середине XIV века Северо-Восточная Русь состояла из отдельных сильных княжеств: Московского, Тверского, Суздальского. Старейшим князем считался тот, кто носил титул великого князя Владимирского, ярлык на великое княжение в котором выдавался в Орде. Обладание великим княжением укрепляло положение князя как среди собственного княжеского дома, так и среди других княжеских династий. 

Так, в 1360  году, юный Дмитрий по благословению святого митрополита Алексия, главного наставника князя, предпринял свое первое путешествие в Орду. Это было связано с двумя событиями, совпавшими по времени: кончиной русского великого князя и очередной переменой на ханском престоле. Поездка отрока Димитрия в Орду была сопряжена с большой опасностью. Но при этом являлась и крайне важной, с политической точки зрения. Будущий великий князь, которому надлежало править, увидел лицом к лицу врага, уже более века терзавшего страну. Кроме того, он уже с юных лет учился основам дипломатии и мудрости правителя. Так он учился и мужеству воина, чтобы потом мог смело глядеть в лицо смертельной опасности и действовать в обстановке порой совершенно неожиданной. 


В. Маторин. Московский князь Дмитрий Донской

Казалось бы, Дмитрия Донского ждет незавидная судьба — получение ярлыка в Орде, а затем - бесконечные междоусобные княжеские распри. Но нет. С соседями Дмитрий, конечно же, повоевал достаточно. Вот только войны эти были совсем не такими, как до него. Дмитрий Иванович упрямо и упорно объединял земли под рукой Москвы. Не получалось добром, силой заставлял князей признать верховную власть Москвы. Объединившись с Ярославлем, Ростовом, Суздалью и Новгородом, Москва покорила Тверь, и Михаил Тверской признал в договоре Дмитрия своим «братом старшим» — сюзереном, а Дмитрий провозгласил себя великим князем всея Руси.
В правление Дмитрия Донского Московское княжество стало одним из главных центров объединения русских земель, а владимирское великое княжение стало наследственной собственностью московских князей. Были одержаны значительные военные победы над Золотой Ордой и построен белокаменный Московский Кремль. В самой Москве были также возведены монастыри-крепости – Симонов и Андроников, прикрывавшие подступы к центру города. В будущей столице Земли Русской была введена чеканка серебряной монеты - раньше, чем в других русских княжествах и землях.

Победой стала духовная Дмитрия, по которой он передал великое княжение своему старшему сыну Василию. Казалось бы — что тут такого? Но дело в том, что на великое княжение требовалось получать ярлык от Золотой Орды, а Дмитрий, в обход этих правил, передал княжество Василию как «свою отчину», продемонстрировав полную независимость от законов и установлений Орды. Духовная Дмитрия Донского была той самой искрой, которая разожгла отчаянное сопротивление Золотой Орде в русских землях. Ведь у каждого князя были сыновья, и им тоже хотелось бы передавать земли, как «свою отчину», не оглядываясь на ордынцев и не страшась, что они откажут в получении ярлыка на великое княжение. Дело объединения русских земель Дмитрий так и не довел до конца. Объединив соседей под рукой Москвы, он оставил систему княжеских уделов, и Русь тогда еще не стала единым государством. Но тем не менее начало государственности было положено — и в этом несомненная заслуга Дмитрия Донского.

Куликовская битва

К грозному 1380 году великий князь Димитрий Иванович уже был выдающимся политиком, государственным деятелем и воином. Узнав о приготовлениях Мамая, он начал собирать силы для главного сражения. Наступил решающий момент его жизни. Противостояние татарам мыслилось ему не одинокой оппозицией Московского княжества, но отпором со стороны союза всех русских уделов, стремившихся освободить свою родную землю то гнета иноземцев.

За духовной поддержкой князь отправился в Троицкий монастырь к великому молитвеннику преподобному Сергию Радонежскому, прославившемуся чудесами и при жизни почитаемому святым. Преподобный благословил князя идти на битву и предсказал победу. Старец говорил и о венцах, уготованных многим православным воинам. Самого же великого князя, по словам преподобного, смертная участь должна была миновать. Своим напутствием Сергий Радонежский воодушевил князя, а в помощь ему направил монахов-схимников Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю).


В. Соковнин. «Благославление преподобным Сергием Радонежским 
Великого князя Дмитрия Донского на брань»

Как раз перед выступлением нашего войска произошло чудесное событие, воспринятое русскими людьми как божественное знамение: во Владимире были открыты мощи благоверного князя Александра Невского, прадеда Димитрия Ивановича. Инок-пономарь той церкви, где находилась гробница, спавший ночью на паперти, внезапно увидел, что свечи, стоящие перед иконами, сами собой загорелись, и к гробу подошли два старца, вышедшие из алтаря. Обратившись к лежащему там князю, они воззвали к нему, понуждая встать и выйти на помощь правнуку, идущему на бой с иноплеменниками. Князь встал и вместе со старцами сделался невидимым: наутро гроб выкопали и обнаружили нетленные мощи.

 
Древние источники говорят о знаменательном поступке святого Димитрия Донского перед битвой: подозвав к себе боярина Михаила Бренка, он снял с себя великокняжеские доспехи и возложил на него. Сам же облачился в одежду простого ратника. Таков был ответ великого воина на просьбы приближенных отойти в тыловую часть, чтобы оттуда, будучи в безопасности, наблюдать за сражением. Князь помолился перед образом Нерукотворного Спаса, вышитым на стяге, и с именем Пресвятой Троицы и Божией Матери на устах, с надеждой на заступничество преподобного Сергия русские воины вступили в бой.

Победа в Куликовской битве дорого досталась нашему войску: погибла едва ли не большая его часть, правда, при еще более значительных потерях татар. Многие ратники были похоронены тут же, на поле Куликовом. Тотчас же силами живых была построена кладбищенская церковь, которую посвятили Рождеству Богородицы.
Вернувшись в Москву, князь немедленно отправился к преподобному Сергию. В Троицком монастыре по погибшим воинам служились многочисленные панихиды; был учрежден особый день их ежегодного поминовения, названный Димитриевской субботой. Позже он стал днем общего воспоминания усопших предков - родительским днем. Так в церковной памяти была увековечена Куликовская битва.
Великий князь владимирский и московский Димитрий Иванович Донской скончался 19 мая 1389 года и был погребен в Москве в Архангельском соборе Кремля.
Имя Дмитрия Донского за несколько столетий стало символом русской воинской славы. В 2002 году был учрежден Орден «За Служение Отечеству» в память святого великого князя Дмитрия Донского и преподобного игумена Сергия Радонежского.


Источники и литература о великом князе Дмитрии Донском.


О Дмитрии Донском написано не мало. В первую очередь это летописные записи, жития и повести конца XV-XVIII веков. В последующие столетия о нем было создано множество литературных произведений: повести и романы писателей, научные труды ученых-историков, сочинения поэтов и литературоведов. В том числе к этой теме обращались такие именитые ученые-историки, как В.О. Ключевский, С.М. Соловьев, С.Ф. Платонов. Самый большой интерес, безусловно, вызывают важные исторические источники: «Задонщина», «Повесть о битве на реке Воже», «Пространная летописная повесть о Куликовской битве», «Сказание о Мамаевом побоище», «Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского». В этих произведениях, созданных непосредственно после известных событий,  описываются военные действия, происходившие между Русью и Ордой. Эти обширные летописные документы повествуют о житии великого князя, в них содержатся и присутствуют важные выводы о деятельности Дмитрия Ивановича.

Кроме того о Дмитрии Донском писали известные историки прошлого и современности Н.М. Карамзин, Н.И. Костомаров, Л.Н. Гумилев, В.А. Кучкин, В.В.Каргалов и другие.
Книга Юрия Михайловича Лощица - исторический роман-хроника о Дмитрии Донском и его времени, выдержала несколько изданий и давно стала классикой историко-биографического жанра. Она получила превосходный отклик профессиональных ученых-историков. Повествование строится автором на основе документального материала, с привлечением литературных и иных памятников эпохи. В книге воссозданы портреты соратников Дмитрия по борьбе с Ордой - его двоюродного брата князя Владимира Андреевича Храброго, Дмитрия Боброка Волынского, митрополита Алексея, "молитвенника земли Русской" преподобного Сергия Радонежского и других современников великого московского князя.


Книги о Дмитрии Донском, которые вы можете найти в фонде нашей библиотеки.


1. Балашов Д. М. Отречение: Роман.— М.: Лексика, 1994. - 672 с. - (Золотая летопись России).
2. Бородин С. П. Дмитрий Донской [Текст]: сборник / Бородин С. П. — М.: Известия, 1961. — 475 с.: ил.
3. Дмитрий Иванович Донской [Текст] // Полководцы России: биогр. очерки / сост.: Е. И. Кильсеев. — Н., 1995.- С. 15-24. ил.
4. Иловайский Д. И. Куликовская победа Димитрия Ивановича Донского [Текст] / Д. И. Иловайский // Иловайский Д.И. Очерки отечественной истории. — М., 1995. — С. 3-37.
5. Каргалов, В.В. Исторические порт­реты: Святослав, Дмитрий Донской / В.В. Каргалов. - М., 2004. - 508 с.
6. Лебедев В. А. Искупление [Текст]: ист. роман / Лебедев В. А. —  Л. : Советский писатель, 1991. — 396 с.: ил.
7. Лощиц Ю. М. Дмитрий Донской, князь благоверный / Юрий Ло­щиц. — 3-е изд., доп. — М.: Молодая гвардия, 2010. — 326 с: ил. — (Жизнь замечательных людей).
8. Рапов М.А. Зори над Русью: исторический роман/ М.А. Рапов. – М.: АСТ, 2004. – 603 с.: ил.
9. Рылеев К. Димитрий Донской [Текст] / К. Рылеев // Рылеев К. Поля ратной славы: cтраницы истории, страницы литературы. — М., 1987. — С. 74-76.
10. Сурмина И. О. Великий князь Дмитрий Иванович Донской [Текст] / И. О. Сурмина // Сурмина И .О. Самые знаменитые герои России. — М., 2002. — С. 75-88. ил. — (Самые знаменитые).
11. Тихомиров О. Н. На поле Куликовом [Текст] / Тихомиров О. Н. — М. : Малыш, 1980. — 31 с.: ил. 
 12. Шишов, А. В. Дмитрий Донской [Текст] / А. В. Шишов // Шишов А. В. 100 великих военачальников. — М., 2000. — С. 169-176.: ил. — (100 великих).

Комментариев нет:

Отправить комментарий