понедельник, 4 февраля 2013 г.

Посреди двора возник белый - белый снеговик!

Что может сделать зимний день радостным и приятным? - Прогулка по лесопарку! А ещё можно слепить снеговика или снежную бабу. Разве можно лишить себя такого удовольствия, когда снега на улице хоть отбавляй? Кроме того, лепить их очень весело, ведь эти шедевры вызывают  смех, радость и восторг. Впрочем, чего только не выдумают для снежных забав – всё, на что хватит умения и фантазии! Вот такую собачку встретила я вчера в нашем Хлебниковском  лесопарке.


А это косолапое семейство появилось утром у моего подъезда. Ну, конечно, где как не в Северном Медведково,  на Полярной улице,  им обитать? Такие милые… 


И как тут не набрать пригоршню мягкого снега и не слепить снежную бабу? Ради того, чтобы получился снежный шедевр, требуется хорошее настроение и несколько авторских  штрихов - на лице веточками выкладываем брови, рисуем широкую обаятельную улыбку, и вот довольная белоснежная баба приветливо раскинув руки, радует нас своим милым, доброжелательным внешним видом!


Увидев это чудо, особенно имя, сразу вспомнилось стихотворение Саши Черного «Снежная Баба».


 Воробьи в кустах дерутся,
 Светит солнце, снег, как пух.
 В васильковом небе вьются
 Хороводы снежных мух.
 Гриша - дома, у окошка.
 Скучно в комнате играть!
 Даже, вон, - лентяйка кошка
 С печки в сад ушла гулять.
 Мама гладит в кухне юбку...
 "Гриша, Гриша, - ты куда?"
 Влез он в валенки и шубку,
 Шапку в руки - и айда!


 Руки в теплых рукавичках,
 Под лопатой снег пищит...
 Снег на лбу и на ресничках,
 Снег щекочет, смех смешит...
 Вырос снег копной мохнатой,
 Гриша бегает кругом,
 То бока побьет лопатой,
 То, пыхтя, катает ком...
 Фу, устал. Еще немножко!
 Брови - два пучка овса,
 Глазки - угли, нос - картошка,
 А из елки - волоса.
 Вот так баба! Восхищенье.
 Гриша пляшет. "Ай-да-да!"
 Воробьи от удивленья
 Разлетелись, кто куда.

 В тихой детской так тепло.
 Стекла снегом замело.
 Синеглазая луна
 Вылезает из окна..
 Ветер прыгает по крыше...
 Отчего не спится Грише?
 Встал с кроватки босиком
 (Ай, как скользко на полу!)
 И по комнате бегом
 Поскорей - скорей к стеклу:
 За окном - сосульки льду...
 Страшно холодно в саду!
 Баба, бедная, не спит,
 Посинела и дрожит...
 Раз! Одеться Грише - миг:
 В угол - шмыг,
 Взял в охапку
 Кофту, дедушкину шапку,
 Старый коврик с сундука,
 Два платка,
 Чью-то юбку из фланели.
 (Что тут думать, в самом деле!)
 И скорей - скорее в сад...
 Через бревна и ухабы,
 Через дворницкую Шавку,
 Через скользкую канавку,
 Добежал - и сел у бабы:
 "Вот! Принес тебе наряд...
 Одевайся... Раз и раз!
 Десять градусов сейчас".

 Ветер смолк. В саду светло.
 Гриша бабу всю закутал.
 Торопился - перепутал,
 Все равно ведь ей тепло:
 Будет юбка на груди
 Или кофта позади...
 "До свиданья! Спи теперь".
 Гриша марш домой и в дверь,
 Пробежал вдоль коридора,
 Вмиг разделся, скоро-скоро,
 И довольный - хлоп в кровать, -
 Спать!

Саша Черный (Александр Михайлович Гликберг), 1916г.

Лепка снеговиков — дошла до нас с древних времён, как детская зимняя игра. Занимаются этим люди уже не одну сотню лет, даже не задумываясь откуда взялась эта веселая и захватывающая зимняя затея. По одной из версий, она была связана с верованиями древних славян в существование духов, - небесных девиц, управляющих облаками, туманами и снегами. Именно в честь них наши предки стали лепить снежных баб. Шло время, и, изменив, но, не утратив вовсе первоначального смысла, снежные бабы превратились в мужчин - снеговиков, символизирующих духов зимы, у которых просили о том, чтоб отступили сильные морозы. А метлой снеговик разгоняет злых духов, не давая им проникнуть в дом, возле которого его слепили. 


«Зимние  игры». Ф. В. Сычков

На Руси верили, что маленькие снеговики – это сошедшие с небес ангелы, которым можно доверить свою мечту... Ведь снег – это дар неба. А значит, снеговик - ангел, который может передавать Богу просьбы людей. Для этого маленького снеговичка лепили из свежевыпавшего снега и тихонько шептали ему свое заветное желание. Верили, что как только снежная фигурка растает, желание сразу будет доставлено на небеса и вскоре исполнится.


«Зимние забавы». Роберт Дункан
А вот в представлении европейских народов снеговик – это всегда существо мужского пола, снежных баб и снегурочек у них никогда не было. В английском языке для его обозначения есть только одно слово – «snowman» - "снежный мужчина". Как бы то ни было, лепка снеговиков уже давно утратила мистический, обрядовый смысл, став одним из популярнейших зимних развлечений для детей и взрослых. Одним из главных его преимуществ является отсутствие особых правил и ограничений.

Снеговикам посвящены замечательные детские сказки. Самая известная – сказка Г. Х. Андерсена «Снеговик». Очень интересная сказка, с глубоким философским смыслом. Почитайте!

Снеговик

Так и хрустит во мне! Славный морозец! - сказал снеговик. - Ветер-то, ветер-то так и кусает! Просто любо! А ты что таращишься, пучеглазое? - Это он про солнце говорил, которое как раз заходило. - Впрочем, валяй, валяй! Я и не моргну! Устоим!
Вместо глаз у него торчали два осколка кровельной черепицы, вместо рта красовался обломок старых граблей; значит, он был и с зубами.
На свет он появился под радостные "ура" мальчишек, под звон бубенчиков, скрип полозьев и щелканье извозчичьих кнутов.
Солнце зашло, и на голубое небо выплыла луна, полная, ясная!

- Ишь, с другой стороны ползет! - сказал снеговик. Он думал, что это опять солнце показалось. - Я все-таки отучил его пялить на меня глаза! Пусть себе висит и светит потихоньку, чтобы мне было видно себя!.. Ах, как бы мне ухитриться как-нибудь сдвинуться! Так бы и побежал туда на лед покататься, как давеча мальчишки! Беда - не могу сдвинуться с места!

- Вон! Вон! - залаял старый цепной пес; он немножко охрип - ведь когда-то он был комнатною собачкой и лежал у печки. - Солнце выучит тебя двигаться! Я видел, что было в прошлом году с таким, как ты, и в позапрошлом тоже! Вон! Вон! Все убрались вон!

- О чем ты толкуешь, дружище? - сказал снеговик. - Вон та пучеглазая выучит меня двигаться? - Снеговик говорил про луну. - Она сама-то удрала от меня давеча; я так пристально посмотрел на нее в упор! А теперь вон опять выползла с другой стороны!

- Много ты мыслишь! - сказал цепной пес. - Ну да, ведь тебя только что вылепили! Та, что глядит теперь, луна, а то, что ушло, солнце; оно опять вернется завтра. Уж оно подвинет тебя - прямо в канаву! Погода переменится! Я чую - левая нога заныла! Переменится, переменится!

- Не пойму я тебя что-то! - сказал снеговик. - А сдается, ты сулишь мне недоброе! То красноглазое, что зовут солнцем, тоже мне не друг, я уж чую!

- Вон! Вон! - пролаяла цепная собака, три раза повернувшись вокруг самой себя и улеглась в своей конуре спать.

Погода и в самом деле переменилась. К утру вся окрестность была окутана густым, тягучим туманом; потом подул резкий, леденящий ветер и затрещал мороз. А что за красота, когда взошло солнышко!

Деревья и кусты в саду стояли все покрытые инеем, точно лес из белых кораллов! Все ветви словно оделись блестящими белыми цветочками! Мельчайшие разветвления, которых летом и не видно из-за густой листвы, теперь ясно вырисовывались тончайшим кружевным узором ослепительной белизны; от каждой ветви как будто лилось сияние! Плакучая береза, колеблемая ветром, казалось, ожила; длинные ветви ее с пушистою бахромой тихо шевелились - точь-в-точь как летом! Вот было великолепие! Встало солнышко... Ах, как все вдруг засверкало и загорелось крошечными, ослепительно-белыми огоньками! Все было точно осыпано алмазною пылью, а на снегу переливались крупные бриллианты!

- Что за прелесть! - сказала молодая девушка, вышедшая в сад с молодым человеком. Они остановились как раз возле снеговика и смотрели на сверкающие деревья. - Летом такого великолепия не увидишь! - сказала она, вся сияя от удовольствия.

- И такого молодца тоже! - сказал молодой человек, указывая на снеговика. - Он бесподобен!

Молодая девушка засмеялась, кивнула головкой снеговику и пустилась с молодым человеком по снегу вприпрыжку, у них под ногами так и захрустело, точно они бежали по крахмалу.

- Кто такие эти двое? - спросил снеговик цепную собаку. - Ты ведь живешь тут подольше меня; знаешь ты их?

- Знаю! - сказала собака. - Она гладила меня, а он бросал косточки; таких я не кусаю.

- А что же они из себя изображают? - спросил снеговик.

- Паррочку! - сказала цепная собака. - Вот они поселятся в конуре и будут вместе глодать кости! Вон! Вон!

- Ну, а значат они что-нибудь, как вот я да ты?

- Да ведь они господа! - сказал пес. - Куда как мало смыслит тот, кто только вчера вылез на свет божий! Это я по тебе вижу! Вот я так богат и годами и знанием! Я всех, всех знаю здесь! да, я знавал времена получше!.. Не мерз тут в холоде на цепи! Вон! Вон!

- Славный морозец! - сказал снеговик. - Ну, ну, рассказывай! Только не греми цепью, а то меня просто коробит!

- Вон! Вон! - залаял цепной пес. - Я был щенком, крошечным хорошеньким щенком, и лежал на бархатных креслах там, в доме, лежал на коленях у знатных господ! Меня целовали в мордочку и вытирали лапки вышитыми платками! Звали меня Милкой, Крошкой!.. Потом я подрос, велик для них стал, м меня подарили ключнице, я попал в подвальный этаж. Ты можешь заглянуть туда; с твоего места отлично видно. Так вот, в той каморке я и зажил как барин! Там хоть и пониже было, да зато спокойнее, чем наверху: меня не таскали и не тискали дети. Ел я тоже не хуже, если не лучше! У меня была своя подушка, и еще там была печка, самая чудеснейшая вещь на свете в такие холода! Я даже уползал под нее!.. О, я и теперь еще мечтаю об этой печке! Вон! Вон!

- Разве уж она так хороша, печка-то? - спросил снеговик. - Похожа она на меня?

- Ничуть! Вот сказал тоже! Печка черна как уголь: у нее длинная шея и медное пузо! Она так и пожирает дрова, огонь пышет у нее изо рта! Рядом с нею, под нею - настоящее блаженство! ее видно в окно, погляди!

Снеговик посмотрел и в самом деле увидал черную блестящую штуку с медным животом; в животе светился огонь. Снеговика вдруг охватило такое страшное желание, - в нем как-будто зашевелилось что-то... Что такое нашло на него, он и сам не знал и не понимал, хотя это понял бы всякий человек, если, разумеется, он не снеговик.

- Зачем же ты ушел от нее? - спросил снеговик пса, он чувствовал, что печка - существо женского пола. - как ты мог уйти оттуда?

- Пришлось поневоле! - сказал цепной пес. - Они вышвырнули меня и посадили на цепь. Я укусил за ногу младшего барчука - он хотел отнять у меня кость! "Кость за кость!" - думаю себе... А они осердились, и я оказался на цепи! Потерял голос... Слышишь, как я хриплю? Вон! Вон! Вот тебе и вся недолга!

Снеговик уже не слушал; он не сводил глаз с подвального этажа, с каморки ключницы, где стояла на четырех ножках железная печка величиной с самого снеговика.

- Во мне что-то странно шевелится! - сказал он. - Неужели я никогда не попаду туда? Это ведь такое невинное желание, отчего ж бы ему не сбыться! Это мое самое заветное, мое единственное желание! Где же справедливость, если оно не сбудется? Мне надо туда, туда к ней... Прижаться к ней во что бы то не стало, хоть бы разбить окно!

- Туда тебе не попасть! - сказал цепной пес. - А если бы ты и добрался до печки, то тебе конец! Вон! Вон!

- Мне уж и так конец подходит, того и гляди, свалюсь!

Целый день снеговик стоял и смотрел в окно; в сумерки каморка выглядела еще приветливее; печка светила так мягко, как не светить ни солнцу, ни луне! Куда им! Так светит только печка, если брюшко у нее набито. Когда дверцу открыли, из печки метнулось пламя и заиграло ярким отблеском на белом лице снеговика. В груди у него тоже горело пламя.

- Не выдержу! - сказал он. - Как мило она высовывает язык! Как это идет ей!

Ночь была длинная, длинная, только не для снеговика; он весь погрузился в чудесные мечты, - они так и трещали в нем от мороза.

К утру все окна подвального этажа покрылись прекрасным ледяным узором, цветами; лучших снеговик и желать не мог бы, но они скрыли печку! Мороз так и трещал, снег хрустел, снеговику радоваться да радоваться бы, так нет! Он тосковал о печке! Он был положительно болен.

- Ну, это опасная болезнь для снеговика! - сказал пес. - Я тоже страдал этим, но поправился. Вон! Вон! Будет перемена погоды!

И погода переменилась, началась оттепель.

Зазвенела капель, а снеговик таял на глазах, но он не говорил ничего, не жаловался, а это плохой признак. В одно прекрасное утро он рухнул. На месте его торчало только что-то вроде железной согнутой палки; на ней-то мальчишки и укрепили его.

- Ну, теперь я понимаю его тоску! - сказал цепной пес - У него внутри была кочерга! Вот что шевелилось в нем! Теперь все прошло! Вон! Вон!

Скоро прошла и зима.

- Вон! Вон! - лаял цепной пес, а девочки на улице пели:
Цветочек лесной, поскорей распускайся!
Ты, вербочка, мягким пушком одевайся!
Кукушки, скворцы, прилетайте,
Весну нам красну воспевайте!
И мы вам подтянем: ай, люли-люли,
Деньки наши красные снова пришли!

О снеговике же и думать забыли!


Дорогие друзья! В эти февральские снежные дни очень хочется  призвать всех вас вернуться назад в детство. Найдите время слепить снеговика и не забудьте загадать желание!

Комментариев нет:

Отправить комментарий