четверг, 3 января 2013 г.

Ёлка к Рождеству

Сияющая огнями елка - символ рождественского и новогоднего праздника. Так повелось с детства.  Но ведь это было не всегда. Интересно, а как давно к нам пришел этот замечательный, ни с чем не сравнимый ритуал наряжать Рождественскую ёлку.

Вообще традиция украшать елку очень древняя, ей свыше 2000 лет. Раньше люди считали, что все деревья наделены добрыми силами, что в них живут добрые духи. Люди старались задобрить этих духов, развешивая на деревьях угощения и подарки. Вечнозеленая ель занимала среди всех деревьев особое место: она была священным центром, "мировым древом", символизирующим саму жизнь и новое возрождение. Задолго до того, как люди начали праздновать Рождество, жители Древнего Египта в декабре, в самый короткий день года приносили зеленые пальмовые ветви в свои дома как символ победы жизни над смертью. Римляне в честь бога земледелия украшали дома зелеными листьями в зимний праздник Сатурналий. Жрецы-друиды вешали на дубовые ветки золотые яблоки во время празднества зимнего солнцестояния.

Принято считать, что Рождественская елка восходит к еще языческому обычаю украшать жилище среди зимы вечнозелеными ветвями. Считалось, что зимняя зелень не только скрашивает уныние холодной поры, но и оберегает от злых духов и приносит в дом здоровье, долгую жизнь и плодородие.
А появление обычая ставить в домах ель в праздник Рождества Христова предание связывает с именем святого монаха Бонифация. Проповедуя среди язычников и рассказывая им о Рождестве Христовом, он срубил дуб, посвященный богу грома Тору, чтобы показать язычникам, насколько бессильны были их боги. Дуб, падая, повалил все деревья, растущие вокруг, устояла только елочка. Бонифаций представил выживание ели как чудо и воскликнул: "Да будет это дерево - деревом Христа!". Так ель стала священным деревом Христа, связанным с его рождением.

По-видимому, сначала ель ставилась в праздник Рождества Христова без украшений. Она сама, стройная, красивая, источающая густой приятный запах, была украшением дома. Сама традиция наряжать елку связана с райским деревом, увешанным яблоками. В то время елка украшалась фигурками и цветами, вырезанными из цветной бумаги, яблоками, вафлями, позолоченными вещицами, сахаром.
Успех Рождественской елки в протестантских странах был еще большим благодаря легенде о том, что сам Мартин Лютер первым придумал зажигать свечи на рождественской елке. Однажды вечером он шел домой, сочиняя проповедь. Блеск звезд, мерцающих среди елей, внушил ему благоговение. Чтобы продемонстрировать эту великолепную картину семейству, он поставил елку в главной комнате, укрепил на ее ветвях свечи и зажег их. Красивое зрелище очень впечатлило домочадцев. С тех пор стало доброй традицией подсвечивать ёлку огоньками.  

В Англии при дворе Генриха VIII в 1516 году была выставлена елка из золота, украшенная розами и гранатами. А до того в Англии в преддверии Рождества (этот обычай сохранился до сих пор) было принято украшать дом остролистом, плющом и омелой. В центральных графствах Англии считалось, что если первая веточка остролиста, внесенная в дом, окажется колючей — в течение года главенствовать в доме предстоит хозяину, а если листья будут гладкими — хозяйке. Обычай целоваться под веткой омелы также зародился в Англии. Всякий раз, когда молодая пара целовалась под веткой, юноша срывал ягоду; когда ягоды заканчивались, заканчивались и поцелуи. Сейчас при украшении комнат букетики омелы есть даже на лампах и люстрах, и, по обычаю, вы можете поцеловать человека, стоящего в середине комнаты под букетиком омелы.
Существует легенда о том, почему елки украшают блестящей серебряной мишурой. Давным-давно жила-была добрая бедная женщина, у которой было много детей. Вечером перед Рождеством она нарядила елку, но у нее было очень мало украшений. Ночью на елке побывали пауки, и переползая с ветки на ветку, оставили на ее ветвях паутину. В награду за доброту женщины младенец Христос благословил дерево, и паутина превратилась в сверкающее серебро. 

В России установление елки восходит ко времени правления Петра I-го. Православная церковь праздновала начало новолетия 1-го сентября в память победы, одержанной Константином Великим над Максентием в 312 году. В 1342 году было решено начинать как церковный, так и гражданский год с 1-го сентября. Празднование нового гражданского года и церковного тесно переплетались.
20 декабря 1699 года Петр I принял указ "О праздновании нового года". Он приказал перенести начало года с 1 сентября на 1-е января 1700 года. В указе Петра I говорилось: "По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни. А людям скудным каждому хотя бы по древу или ветке на вороты поставить". На Красной площади были устроены огненные потехи. Вместе с тем Петр I повелел в этот день в знак веселья друг друга обязательно поздравлять с новым годом. 1700 год в России отметили дважды: 1 сентября и 1 января.

Введенный Петром I обычай приживался с трудом. Еще в начале XIX века елки ставились только в домах петербургских немцев. Однако немного погодя она стала входить в быт русского общества, став к концу 19 столетия повсеместным. Об этом можно судить по рассказу Ф.М. Достоевского "Елка и свадьба», опубликованного в журнале "Отечественные записки" за 1848 год: «На днях я видел свадьбу... но нет! Лучше я вам расскажу про елку. Свадьба хороша; она мне очень понравилась, но другое происшествие лучше. Не знаю, каким образом, смотря на эту свадьбу, я вспомнил про эту елку. Это вот как случилось. Ровно лет пять назад, накануне Нового года, меня пригласили на детский бал...». 


Ставить и наряжать елку на Рождество было любимым делом не только детей, но и взрослых. В рассказе А.П.Чехова «Мальчики» Катя, Соня и Маша с отцом готовят украшения для елки: «После чаю все пошли в детскую. Отец и девочки сели за стол и занялись работой, которая была прервана приездом мальчиков. Они делали из разноцветной бумаги цветы и бахрому для елки. Это была увлекательная и шумная работа. Каждый вновь сделанный цветок девочки встречали восторженными криками, даже криками ужаса, точно этот цветок падал с неба; папаша тоже восхищался».
Елку ставили не только дома, но и в городе на площадях: «Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях, - лес елок. А какие елки! Этого добра в России сколько хочешь. Не так, как здесь, - тычинки. У нашей елки... как отогреется, расправит лапы, - чаща. На Театральной площади, бывало, - лес. Стоят, в снегу. А снег повалит, - потерял дорогу! Мужики, в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках - будто волки, право. Костры горят, погреться. Дым столбами» (И. Шмелев "Лето Господне"). 

В 1918 году на елку ополчилась советская власть - но уже как на буржуазный предрассудок. С началом борьбы с религией в немилость попала и Рождественская елка. Ставить ее в доме стало опасно. Елка оставалась запрещенной вплоть до 1935 года, когда появилась идея: праздновать не Рождество, а Новый год. И  вот 28 декабря 1935 года в газете «Правда» появилась статья "Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!" В ней говорилось: «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые», загибщики ославили это детское развлечение, как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под новый год устроить коллективные елки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах – везде должна быть детская елка. Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне нового года елку для своих ребятишек. Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской елки для детей нашей великой социалистической родины. Организации детской новогодней елки наши ребятишки будут только благодарны. Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская елка является буржуазным предрассудком. Итак, давайте организуем веселую встречу нового года для детей, устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах!». 

Вот так вернули Ёлку детворе. Но Вифлеемская звезда стала красной пятиконечной. С тех пор прошло много времени. Позади двадцатый век. И вот теперь миллионы детей вновь над украшенной елкой видят путеводную звезду Вифлеема. А под ней - Богомладенца.

"Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.
Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то в потемках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на Деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества"

Борис Пастернак

Комментариев нет:

Отправить комментарий