пятница, 23 ноября 2012 г.

Алексей Варламов. Мотивы судьбы

Алексей Николаевич Варламов - прозаик, филолог, исследователь истории русской литературы ХХ века. Он относится к кругу серьезных молодых писателей, проза которого,  была удостоена многих престижных литературных премий. Варламов является постоянным автором серии «ЖЗЛ». Из-под его пера вышли биографии Андрея Платонова, Алексея Толстого, Михаила Булгакова, Александра Грина, Михаила Пришвина. «Я рассказываю читателю историю чужой жизни так, чтобы она перестала быть для него чужой, как перестала она быть чужой для меня, - рассуждает писатель, - и если говорить об идеале, стремлюсь к тому, чтобы мои герои сами рассказали на страницах книги о себе и услышали то, что думали о них, писали о них, врали, сочиняли в дневниках, мемуарах, письмах их современники и потомки». 
Какие же задачи ставил перед собой Алексей Варламов, берясь за жизнеописания писателей, отчего именно такой выбор – Пришвин, Грин, Булгаков, Алексей Толстой и каково отношение автора к ним? 

Из беседы Алексея  Варламова с Захаром Прилепиным. Источник: http://www.zaharprilepin.ru/ru/litprocess/intervju-o-literature/aleksej-varlamov-.html

«Выбор героев не так важен – интересна любая жизнь, каждая замечательна и достойна описания – это еще Лермонтов в предисловии к «Герою нашего времени» заметил. Но жизнь писателей особенно наглядна и неслучайна. 


Пришвин меня поразил своим дневником. Такого глубокого, вдумчивого, подробного анализа русской жизни, такого изображения  истории в лицах и повседневных событиях я не встречал ни  у кого из его современников. Даже у Бунина. Александр Грин, Алексей Толстой и Михаил Булгаков были предложены мне издательством, этот ряд может показаться случайным, но как бы ни были различны судьбы всех моих героев, их объединяет одна важная черта: они были современниками, и через их жизненные пути, их книги,  их поступки, можно понять, что же произошло с Россией в самый трагический момент ее истории.  А с точки зрения истории литературы – все это Серебряный век, опрокинутый в советское время. Бросили и сказали: выживай. Вот о том, как они жили до и после революции,  я и написал.

Что  касается  моего отношения к ним. Пришвин был умница и счастливчик, его жизнь -  изумительный пример  жизнетворчества, ему удалось то, чего не удалось в Серебряном веке никому. О жизнетворчестве  много толковали,  но никто не сумел воплотить  эту установку так, как он.  Грин, напротив,  фигура очень трагическая и несчастная. Жизнетворчество наоборот. Странный росток на русской почве, человек, свою жизнь сознательно сжегший, но так,  что многие погрелись и греются у этого огня. Алексей Толстой – русский Рет Батлер и Скарлетт О’Хара в одном лице. «Никогда моя семья не будет голодать», и – не голодала. Пример поразительной живучести русского человека, национальная идея нашей истории во плоти. И, наконец, Булгаков – как закалялась… только не сталь, нет, а какое-то другое вещество, некий чудесный сплав. История о том, что нужно сделать с человеком, через какие соблазны, искушения, испытания заставить его пройти, чтобы он написал свои книги.
 Вот мои писатели, в которых  было щедро намешано и дурное и хорошее». 




Михаил Булгаков /Алексей Варламов. — 3-е изд. — М.: Молодая гвардия, 2012. — 840[8] с: ил. — (Жизнь замечательных людей). 

В русской литературе есть писатели, судьбой владеющие и судьбой владеемые. Михаил Булгаков из числа вторых. Всё его бытие было непрерывным, осмысленным, обречённым на поражение в жизни и на блистательную победу в литературе поединком с Судьбой. Что надо сделать с человеком, каким наградить его даром, через какие взлёты и падения, искушения, испытания и соблазны провести, как сплести жизненный сюжет, как подарить ему друзей, врагов и удивительных женщин, чтобы он написал "Белую гвардию" , "Собачье сердце" , "Театральный роман", "Бег" , "Кабалу святош" , "Мастера и Маргариту"? Прозаик, доктор филологических наук, лауреат литературной премии Александра Солженицына, а также премий "Антибукер", "Большая книга" Алексей Варламов предлагает свою версию судьбы писателя, чьи книги на протяжении многих десятилетий вызывают восхищение, возмущение, яростные споры, любовь и сомнение, но мало кого оставляют равнодушным и имеют несомненный, устойчивый успех во всём мире.

Александр Грин /Алексей Варламов. — М.: Молодая гвардия, 2005. — 452[12] с.: ил. — (Жизнь замечательных людей). 

Имя Александра Грина, создателя целого мира, называемого Гринландия, известно сегодня всем, хотя творчество этого удивительного писателя хорошо знают лишь немногие. Его фантастические герои, умеющие летать, ходить по волнам, мечтать и видеть свои мечты сбывшимися, всегда зачаровывали читателей, в любых обстоятельствах наделяли их надеждой. Но была в его произведениях, как и в его жизни, тоска о несбывшемся. Он не стал моряком, зато стал эсером, близко соприкоснувшись с теми, кто готовил и осуществлял теракты, никогда не был признан своим среди писателей, многие из которых не принимали всерьез его творчество, жил не просто в бедности — в нищете и умел довольствоваться малым. В любые времена он был человеком несвоевременным и оставил о себе самые противоречивые воспоминания у тех, кто его знал. Зато его жизнь была согрета жертвенной любовью Нины Николаевны Грин, его второй жены, во многом благодаря усилиям которой мы можем сегодня представить себе, каким человеком был создатель «Алых парусов» и «Бегущей по волнам». Автор книги Алексей Варламов на основе публиковавшихся и архивных документов сумел создать удивительно живой и цельный образ этого неординарного человека и очень интересно и подробно представить его творчество.

Андрей Платонов /Алексей Варламов. — М.: Моло­дая гвардия, 2011. — 546[14] с: ил. — (Жизнь замеча­тельных людей).

Андрей Платонов (1899—1951), самый таинственный и нетривиальный русский писатель XX столетия, прошел почти незамеченным мимо блестя­щих литературных зеркал эпохи. Однако ни в одной писательской судьбе национальная жизнь России не проявилась так остро и ни в чьем другом творчестве трагедия осиротевшего в революцию народа не высказала себя столь глубоко и полно. Романы, повести, рассказы, статьи, пьесы Андрея Платонова, большая часть которых была опубликована много лет спустя по­сле его смерти, стали художественно веским свидетельством и сердечным осмыслением случившегося с русским человеком в великие и страшные де­сятилетия минувшего века. Судьба и личность Платонова никогда не огра­ничивались одной литературой и известны широкому читателю гораздо меньше, нежели его творчество. Между тем обстоятельства его жизни поз­воляют многое увидеть и понять в непростых для восприятия платоновских книгах. Алексей Варламов пред­ставляет на суд читателей биографию Андрея Платонова, созданную на основе значительного числа архивных документов и текстов, в том числе совсем недавно открывшихся. Он прослеживает творческий путь и воссоздает личностные, житейские черты своего героя, который, по выражению Вик­тора Некрасова, «в жизни не был писателем, но в писательском труде своем всегда оставался человеком».

Пришвин /Алексей Варламов. — 2-е изд. — М.: Молодая гвардия, 2008.- 548(12] с: ил. — (Жизнь замечательных людей). 

Жизнь Михаила Пришвина (1873—1954), нерадивого и дерзкого ученика, изгнанного из елецкой гимназии по докладу его учителя В. В. Розанова, неуверенного в себе юноши, марксиста, угодившего в тюрьму за революционные взгляды, студента Лейпцигского университета, писателя-натуралиста и исследователя сектантства, заслужившего снисходительное внимание 3. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковского и А. А. Блока, деревенского жителя, сказавшего немало горьких слов о русской деревне и мужиках, наконец, обласканного властями орденоносца, столь же интересна и многокрасочна, сколь глубоки и многозначны его мысли о ней. Писатель посвятил свою жизнь поискам счастья, он и книги свои писал о счастье — и жизнь его не обманула. Это первая подробная биография Пришвина, где Алексеей Варламов показывает своего героя во всей сложности его характера и судьбы, снимая хрестоматийный глянец с удивительной жизни одного из крупнейших русских мыслителей XX века.

Алексей Толстой /Алексей Варламов; вступ. статья В. Я. Курбатова. — 2-е изд. — М.: Молодая гвардия, 2008. — 591[1] с: ил. — (Жизнь замечательных людей). 

Жизнь Алексея Толстого была прежде всего романом. Романом с литературой, с эмиграцией, с властью, и, конечно, романом с женщинами. Аристократ по крови, аристократ по жизни, оставшийся графом и в сталинской России, Толстой был актером, сыгравшим не одну, а множество ролей: поэта-символиста, писателя-реалиста, яростного антисоветчика, национал-большевика, патриота, космополита, эгоиста, заботливого мужа, гедониста и эпикурейца, влюбленного в жизнь и ненавидящего смерть. В его судьбе были взлеты и падения, литературные скандалы, пощечины, подлоги, дуэли, заговоры и разоблачения, в ней переплелись свобода и сервилизм, щедрость и жадность, гостеприимство и спесь, аморальность и великодушие. Но более всего Толстой был тружеником, и в русской литературе останутся два его романа, повесть о детстве и сказка, которую будут читать всегда. Писатель и историк литературы Алексей Варламов создает в своем биографическом повествовании удивительный образ этого необъятного человека на фоне фантастической эпохи, в которой «третьему Толстому» выпало жить. 

После прочтения его книг хочется перевести дух, они очень впечатляют. Мастерство, точность и тонкость подмеченных нюансов в характерах писателей, какая-то необыкновенно сильная подача их обычных житейских забот. Тут уместно процитировать формулировку при вручении Варламову премии им. Александра Солженицына: "За тонкое отслеживание в художественной прозе силы и хрупкости человеческой души, её судьбы в современном мире..." - ах, как хорошо сказано. Я открыла для себя этого удивительного писателя и вам того же желаю. Надеюсь, что эти замечательные книги заинтересуют и вас, дорогой читатель. Их вы сможете получить на абонементе нашей библиотеки. 

Приятного вам чтения!

2 комментария: