вторник, 3 июля 2012 г.

Петр и Феврония. Наша главная история любви

Дорогие друзья! Мы продолжаем знакомить вас с книгами из фонда православной литературы «Радонеж». Совсем скоро, 8 июля, будет отмечаться праздник – Всероссийский  День семьи, любви и верности. Поэтому для обзора и знакомства была выбрана книга  Даниловой Татьяны Николаевны «Пётр и Феврония. Наша главная история любви».

 

Данилова, Т.Н. Петр и Феврония. Наша главная история любви/Т.Н.Данилова. – М.: Вече, 2010. – 320 с. – (Православие. Традиции. Люди).
О чем эта книга – понятно из его названия. Петр и Феврония Муромские - супруги, святые, ярчайшие личности Святой Руси, своей жизнью отразившие ее духовные ценности и идеалы. «Где искать покровительства тем, кто хочет прожить достойную жизнь в браке? У святых Петра и Февронии Муромских. Только их в сонм святых привела любовь. Любовью они стали угодны Господу. Именно Петр и Феврония наполнили брак – таинство любви - конкретным содержанием. Как они смогли явить не только идеал семьи, но и правления, опережая время? Автор книги повествует о деяниях святых, устанавливает мотивы, приведшие к их канонизации; прослеживает, как складывалась традиция их почитания на протяжении веков», - читаем мы в аннотации к этой книге.

История жизни святых  чудотворцев, благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии, много веков существовала в преданиях Муромской земли. Так в середине ХV века на основе устной легенды и возникла повесть.
Создателем повести» является Ермолай Еразм, современник Ивана Грозного. Это один  из шедевров древнерусской повествовательной литературы, и имя автора ее должно стоять в ряду самых видных писателей русского средневековья. Как полагают ученые, по поручению митрополита Макария для Великих Четьих Миней Ермолаем-Еразмом было  написано житие муромских святых.
   
Четьи - Минеи - так в древности называли душеполезные сборники на каждый день года. Слово «четьи-минеи» происходит из двух языков – «четьи» означает «чтение», «минеи» – «по месяцам», от греческого – «месяц».  Первоначально они были созданы для чтения за монастырской трапезой и лишь много позже перекочевали в храмовые и домашние библиотеки. Минеи существовали в двух основных видах: служебные, содержавшие только службы святым, почитаемым в данный месяц и расположенные по дням их памяти, и четьи, предназначенные для чтения и содержавшие тексты житий и сказаний о праздниках. В минеях-четьих материалы также располагались по месяцам и дням. Так как некоторые жития бывали слишком велики по объему, то для миней-четьих нередко составлялись специально сокращенные — «минейные» редакции. 

Федор Михайлович Достоевский писал: «…По всей земле русской… распространен дух Четьи-Минеи… потому что есть чрезвычайно много рассказчиков и рассказчиц о житиях святых. Рассказывают они из Четьи-Минеи прекрасно, точно, не вставляя ни единого лишнего слова от себя, и их заслушиваются… Я сам в детстве слышал такие рассказы… Слышал я потом эти рассказы даже в острогах у разбойников, и разбойники слушали и воздыхали… В этих рассказах заключается для русского народа… нечто покаянное и очистительное. Даже худые, дрянные люди получали нередко странное, неудержимое желание идти странствовать, очиститься трудом, подвигом…»
Титульный лист деяний Стоглавого собора
 Святитель  Макарий, митрополит Московский  и всея Руси,  в 1529 году, еще будучи архиепископом Новгородским, поставил перед собой, казалось бы, невыполнимую задачу – в 12 томов собрать все чтимые на Руси книги. По всем городам, монастырским библиотекам начался сбор книг.  В работе участвовали многие писатели, переводчики, переписчики. В результате многолетних  трудов  появились «Великие Четьи-Минеи», в которые вошли жития и похвальные слова святым, поучения, послания, собранные в календарном порядке, по месяцам. В двенадцать огромных томов (13 528 листов размером 37x25 см) вошли «все святыя книги... которые в Русской земле обретаются, и с новыми святыми чудотворцы».  Были созданы три списка, состоящие из 33 тысяч листов большого формата. Первый был положен в Успенский собор Кремля; второй хранился в царских палатах и предназначался царю Ивану Грозному; третий был определен автором житий в новгородский Собор Святой Софии.

Именно для Миней Четьих первоначально и предназначалось повествование о житии святых новых чудотворцев Муромских.   Автором повести считается Ермолай-Еразм - выдающийся русский мыслитель, писатель и публицист. Сведений о нём дошло немного. Был он священником и жил в 40-е года XVI века в Пскове. Затем служил протопопом кремлевского собора Спаса на Бору, а позднее постригся в монахи. В настоящее время известно большое число произведений, подписанных его именем. До иночества он подписывал свои труды именем Ермолай, после пострижения — "Ермолай, во иноцех Еразм", кроме того, он называл себя "прегрешным". Наибольшую творческую активность Ермолай-Еразм проявил в годы своего московского жительства, поскольку был привлечен митрополитом Макарием к участию в создании различного рода произведений богословского характера, в том числе житий для Великих Миней Четьих. В Москве Ермолаем-Еразмом были написаны по крайней мере три произведения, в том числе, и «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Её появление на свет связано с церковным собором 1547 года, на котором были канонизированы муромские святые.


Слово «повесть» в средневековой Руси имело иное смысловое наполнение, чем в наши дни, и обозначало не жанр повести, сложившийся в XIX веке. Оно имело значение «повествование». Полное же название произведения таково: «Повесть о житии святых новых чудотворцев муромских, благоверного, и преподобного, и достохвального князя Петра, нареченного во иночестве Давидом, и супруги его, благоверной, и преподобной, и достохвальной княгини Февронии, нареченной во иночестве Евфросинией. Благослови, отче» (перевод). О популярности сочинения Ермолая Еразма говорят сотни его списков XVI-XVII вв. Православный автор показывает, что беды в мир приходят не только от дьявола — носителя зла, но и от корысти, глупости и властолюбия людей. 

А в конце хотелось бы обратить внимание на заключающие творение слова Ермолая-Еразма. Заканчивается житие хвалой Петру и Февронии и просьбой автора к Святым помянуть его в своих молитвах к Богу.  Эти строки показывают искреннюю веру автора в то, что эти святые существуют и могут услышать его молитву: «Да помяните и меня, многогрешного, написавшего житие это. Написал о том, что слышал, - не ведая, может быть, и другие о том написали, знающие более меня. Хоть я и грешен и груб, но уповаю на божии щедроты и благодать и на ваши молитвы ко Христу надеюсь, трудился я мыслями. Хотел вас на земле хвалами почтить. Прославлены вы и венчаны на небесах истинными нетленными венцами от общего всем Владыки Христа. Ему же подобает со безначальным его отцом вместе, и с пресвятыми благими, и животворящим духом всякая слава, честь и поклонение ныне и всегда и во веки веков. Аминь».

В житии этих святых не найти ни подвигов монашеского самоотречения, ни мученических страданий за веру Христову. Они угодили Богу добрыми делами, благочестием и милосердием к бедным, явили истину целомудренной любви между собой и к ближним; и Церковь прославила их как образец христианского супружества.

Комментариев нет:

Отправить комментарий